Категория: Новости » В Украине
Автокластер в Запорожье спасет национальный автопром Украины
Цифры, касающиеся, украинского автопрома огорчают снова и снова. За первые четыре месяца производство легковых авто сократилось на 71%, грузовиков - на 64%.
Говорят, что ЗАЗ уже осенью может вовсе остановить производство, да и долгое время не выпускали автомобили "Богдан" и "КрАСЗ".
Украинский автопром до сих пор не имеет долгосрочной программы, зато в наличии убыточные предприятия, устаревшие модели машин, проблемы с поставками комплектующих.
Неудивительно, что бурю эмоций у руководства автозаводов вызвало введение в прошлом месяце спецпошлины на ввоз автомобилей.
Эта новость еще не утратила актуальность, ведь поддерживается прогнозами властей, надеждами производителей, претензиями импортеров, угрозами ВТО.
На днях министр Прасолов высказал убеждение, что эффект от введения пошлин "будет и станет ощутимым осенью".
Но эффект уже есть. С момента вступления пошлин в Украине практически остановился ввоз автомобилей. Украинцы скупают импортные авто, боясь подорожания иномарок после опустошения складских запасов, а доля импорта на рынке новых машин даже выросла.
Однако автопроизводители не теряют оптимизм, ведь вместе с пошлинами, украинские власти обещают поддержать отрасль госзаказами, даже закрепив эти намерения законодательно.
Еще одним позитивным сигналом для автопрома стал приезд в Украину представителей Организации ООН по промышленному развитию, которые подписали с Ассоциацией "Укравтопром" намерения о создании Автомобильного кластера в Запорожской области.
Несколько вопросов по ситуации на рынке и нового проекта, который будет создаваться при поддержке Словенского правительства, "Реальная экономика" задала президенту Ассоциации "Укравтопром" Михаилу Борисовичу Резнику.
К сожалению, конкретики, в ответах было не много, вероятно потому, что проект находится в стадии разработки.
Не слишком щедры в "Укравтопроме" были и на оценки ситуации на рынке из-за введения пошлин и прогнозы будущего отрасли.
Так, в Ассоциации отказались озвучить какие-то цифры относительно того, выросли продажи отечественных авто с введением спецпошлины, увеличилась ли контрабанда автомобилей, выросли ли объемы производства автомашин на внутреннем рынке.
В тоже время директор "Укравтопром" не скупился на советы, как привлечь инвестора в Украину, а также более чем намекнул, что идея создания украинского автомобиля обречена на провал.
- Минэкономики и Организация Объединенных Наций по промышленному развитию ( UNIDO ) собираются совместно реализовывать проект по созданию специального автомобильного кластера. Как родилась идея создания кластера в Украине?
- Ассоциация автопроизводителей Украины "Укравтопром" в рамках двустороннего сотрудничества со Словенским автомобильным кластером получила предложение от словенской стороны реализовать в Украине программу делового партнерства UNIDO с производителями комплектующих для автомобильной промышленности.
Одним из доноров проекта, что будет реализовываться в Украине, станет правительство Словении. Словения имеет положительный опыт реализации аналогичного проекта, как в своей стране, так и на территории нашего великого соседа - Российской Федерации".
- С какой целью решили создать автокластер?
- Цель нашей Программы Партнерства заключается в развитии мелких и средних поставщиков автомобильных компонентов, путем повышения конкурентоспособности их производства и квалификации местных трудовых ресурсов, а также создание перспектив интеграции в глобальные сети поставок для многонациональных компаний.
- Известно, что кластер в Запорожье будет строиться за счет гранта от UNIDO и средств правительства Словении и Украины. О каких суммах идет речь? Планируется с украинской стороны привлечения средств частного инвестора? Какой будет структура будущего автокластера?
- В качестве платформы для реализации проекта экспертами UNIDO была выбрана Запорожская область. О деталях проекта говорить рано. Предварительно проект рассчитан на три года. Сегодня UNIDO изучает сложившуюся ситуацию в автопроме Украины, определяет формат сотрудничества с украинскими партнерами и будущими субъектами этой программы.
В начале лета мы ожидаем еще на один визит международных экспертов в Украину, где наши партнеры смогут, на месте ознакомиться с предметом, проведут первые встречи с будущими участниками проекта. А уже в июле в Киеве будут объявлены все нюансы, включая предложения экспертов UNIDO, программу реализации проекта.
- Резонансным событием на рынке в прошлом месяце стало введение спецпошлины на ввоз из-за границы новых авто. Этот шаг вызвал волну протеста со стороны импортеров, которые анонсировали подорожание машин на 8-15%. Цены выросли, хотя и не так ощутимо. Ваш прогноз, насколько подорожают автомобили после окончания складских запасов?
- Мы хорошо помним, как повышались цены на автомобили после уменьшения ставок ввозной пошлины в 2,5 раза. Даже изменение географии поставок, а с ней и таможенных режимов, одинаковых моделей авто не меняет их отпускных цен в Украине. Речь идет о поставках в Украину иномарок, которые ранее производились в Европе, в Корее, а сейчас производятся в России и ввозимые в нашу страну вообще без обложения ввозной пошлиной.
Главными аргументами при ценообразовании является конкуренция и спрос. Сегодня и в ближайшем будущем цены будут зависеть от выбранной маркетинговой стратегии оператора автомобильного рынка.
- Поднимут ли цены на авто отечественные производители?
- Представители заводов, а также их дистрибьюторы уже неоднократно заявляли о гарантии не повышения цен.
Кстати, везде в мире национальное производство есть априори неформальным регулятором конкурентной среды и гарантом справедливых цен на внутреннем рынке. В странах, где является развитым собственное производство автотранспорта, ключевым регулятором внутренних цен на авто является рыночное предложение местного товара.
Что происходит, когда собственное производство теряет свои позиции? Потребителям навязывают несправедливые и неоправданно высокие цены. Давайте вспомним "знаменитую" историю с гречневой крупой. Оставшись без собственного продукта, украинцы вынужденно переплачивали за импортную крупу из Китая. То же происходит и на автомобильном рынке.
- Недавно стало известно, что после подписания Соглашения об Ассоциации пошлины на авто будут поэтапно снижаться. Успеют отечественные производители использовать преимущества?
- Понимая политическую важность этого вопроса для Украины, "Укравтопром" принял активное участие в консультациях по формированию экономической части этого документа, а именно Соглашения о ЗСТ между Украиной и ЕС.
В результате мы разработали положение о переходном периоде для автопрома, в течение которого пошлины на автотранспорт будут постепенно снижаться.
Если динамика изменений в государственной промышленной политике сохранится, мы сможем использовать евроинтеграционные процессы для модернизации и развития потенциала автопроизводства в Украине.
- По замыслу инициаторов расследования, в результате которого ввели спецпошлины, подорожание импорта обязано стимулировать иностранные автоконцерны открывать производство в Украине. Объявлял ли кто-то из иностранных производителей о таких намерениях?
- Задача специальных мероприятий - это временная защита местного производителя от возможных и существующих угроз.
Украинские производители понесли значительные потери, они оказались перед угрозой прекращения или даже закрытие производств и сокращение работающих. Таким ситуации ВТО дает право использовать государстве защитные меры, чем Украина и воспользовалась.
- Что должно измениться, чтобы инвестор был заинтересован в строительстве завода в Украине?
- Это вопрос создания условий, при которых инвестировать в производство автомобилей будет выгоднее в реализацию готовой продукции, то есть вопрос привлекательного инвестиционного климата.
- Какие конкретные меры нужно принять?
- Мы анализировали мировой опыт, и считаем, что есть несколько эффективных мер по созданию привлекательных условий для индустриальных инвесторов.
Нужно ввести компенсацию процентов за пользование кредитами до уровня учетной ставки НБУ, и ввести систему возмещения ввозной пошлины, уплаченной при импорте материалов и комплектующих изделий, используемых для производства продукции, предназначенной для экспорта.
Кроме того, инвестору за каждое созданное или восстановленное рабочее место должно выплачиваться вознаграждение, также должен вырасти объем госзаказов.
Эффективными мерами были бы освобождение от ввозной пошлины и НДС операций по ввозу оборудования и комплектующих изделий к нему, если они импортируются для модернизации и создания новых производств и освобождение от налогообложения прибыли, реинвестируется в расширение производства, переоснащение материально-технической базы и внедрение новейших технологий.
- Для улучшения ситуации в автопроме нужны какие-то действия не только государства, но и самих производителей. Планируют они внедрения новых программ, например, авто в лизинг? Почему в планах автозаводов нет разработки собственного автомобиля. Что для этого нужно?
- В мире почти не осталось национальных брендов. Транснациональная кооперация является главной чертой современного автомобильного производства.
Разработка новой модели автомобиля стоит миллиарды долларов и охватывает не только разные страны, но и различные континенты. Невозможно разрабатывать новую модель, не имея также мощной международной маркетинговой сети.
Поэтому главным в вопросе создания мощного автопрома в стране является наличие или поиск стратегического партнера или партнеров со стороны транснациональных автомобильных корпораций. А это опять-таки вопрос привлекательного инвестиционного климата в отрасли.
Поделись с друзьями:
Еще на эту тему:
Когда запас автомобилей на складах автоимортеров иссякнет |
Германия построит в Украине автозавод |
Проблемы украинского автопрома кроются на российском рынке |
Азаров даст два миллиарда на поддержку автопрома |
Украина вводит дополнительные ввозные пошлины на новые автомобили |
Комментарии (0):
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.